Е в суффиксах глаголов после шипящих примеры. Как пишется «О» и «Ё» после шипящих

Пилы

После ц под ударением, если произносится звук о , пишется буква о ; без ударения пишется е , например: цó коль, цó кольный; пальтецó , огурцó м (но плáтьице , гóрце м ); льстецó в (но привéрженце в); танцó р, облицó вка, образцó вый (но гля́нце вый), облицó вывать (но облице вáть).

Примечание.

В безударном положении о пишется после ц только в слове цо котýха (от цó кот ) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о , он обычно обозначается буквой е (ё) . При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё , например: шё пот - ше пчет, чё рточка - че ртит, жё рдочка - же рдь, кошё лка - коше ль, щё лка - ще ль .

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о , например: мажó рный, обжó ра, прожó рливый, чó каться, чó порный, шó в, шó мпол, шó рты, шó рох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е , например: чó порный - чó порность, прожó рливый - прожó рливость, шó рох - шó рохи .

Примечания:

1. Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжó вник, трущó ба, чащó ба, трещó тка ; 2) учё ба (ср. учé ние ), решё тка (ср. решé тчатый ), бечё вка (ср. бече вá ), дешё вый (ср. бече вá ), дешё вый (ср. дешé вле ).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечó р - «вчера вечером» (в отличие от вé чер ; вечё рка - «вечерняя газета»); в существительных поджó г, ожó г - в отличие от глаголов поджё г (солому) , ожё г (руку): изжó га .

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жо кéй, жо нглёр, шо колáд, шо ссé, шо фёр, шо вини́зм .

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о :

  1. в окончаниях
    • существительных: свечó й, плащó м, вожжó й, душó й ;
    • прилагательных: большó го, большó му ;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок- , -онк- , -онок- и -он- (с беглым о ): скачó к, петушó к, ручó нка, медвежó нок, княжó н (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о ): холщó вый, парчó вый, смешó н;
    • наречий: горячó , общó (но: ещё ).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё) . Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печё шь, печё т, печё м ;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ- , -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружё нный, вооружё н; печё ный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежё вывать (размежё вка ), а также суффикс -ёр (стажё р ).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

2. Актуализация.

1) Беседа

Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

2) Орфографическая разминка.

Как называется плод дуба?(жёлудь)

Цвет одуванчика?(жёлтый)

Предмет для чистки зубов?(щётка)

Профессиональный наездник на скачках?(жокей)

Водитель автомобиля?(шофёр)

В саду слышен шум и …(шорох)

Все дети любят сладкий?(шоколад)

3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

Вариант №1

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

3. Объяснение нового материала.

А) запись предложений под диктовку

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.

Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)

Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

4. Выработка умений и навыков.

А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)

7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)

Н А ДОСКЕ:

В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)

1-2-3 группы:

Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок

(суффикс придаёт уменьшительное значение)

4 – 5 группы:

Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

(суффикс обозначает детёнышей животных)

6- 7 группы:

Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

(суффикс придаёт пренебрежительное значение)

Итог урока

Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)

Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

(В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

(В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

(В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

3 Какие значения суффиксов вы узнали?

2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?

1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

3) Красный колпач..к надет на суч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

: берег Бережок

Башмак, друг, пятак, сапог.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Медведь, кукушка, галка, лягушка

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Одежда, книга, шапка, бумажка.

Самоанализ урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)

Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Тип данного урока: сообщение новых знаний

Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

В ходе урока были использованы обучающие структуры:

Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

3 – 2 - 1

На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:

1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

2. Учебно – информационные: (работа с учебником)

3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

Корешок, петушок, пушок, ремешок, гребешок, дружок, кружок, лужок, пирожок, снежок, сапожок, творожок, рычажок, утюжок, флажок, шажок, барашек, воробышек, горошек, орешек, хлебушек, овражек.

Башмачок, воротничок, значок, кушачок, хомячок, крючок, пятачок, сучок, старичок, родничок, сундучок, червячок, язычок, ярлычок, дождичек, комочек, кусочек, ножичек, чулочек, ящичек, внучек, звоночек, замочек, платочек.

Горшечек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, клочочек, пучочек сучочек, стручочек.

Бумажонка, книжонка, одежонка, рубашонка, старушонка, девчонка, лавчонка, ручонка, собачонка, шапчонка, юбчонка, реченька дороженька, доченька.

Верблюжонок, медвежонок, ежонок, моржонок, лягушонок, мышонок, пастушонок, грачонок, зайчонок, галчонок, сычонок, барсучонок, волчонок.

I. 1. На переезде послышался рожок стрелочника. (Кат.) 2. В полдень дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок. (Ник.) 3. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется (П.) 4. На лугу во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. (Пришв.)

II. 1. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (Пауст.) 2. Старичок покачнулся вперед, заговорил. (М. Г.) 3. Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.) 4. Дима вел научные наблюдения что-то все время записывал в свой дневничок. (В. Кологривов.) 5. На бору, на яру стоит мужичок - красный колпачок. (Загад.) 6. Дедушка и внучек вытащили шаланду на берег. (Кат.) 7. Это был дикий безлюдный кусочек берега, и здесь Петя чувствовал себя очень хорошо, спокойно и немного грустно. (Кат.) 8. Варюша купила махорки, завязала ее в мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. (Пауст.) 9. Каждый комочек Лева разминает руками, каждый малейший камешек показывает профессору. (Пришв.)

III. 1. В это время в толпе партизан показался пастушонок. (Фад.) 2. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. (Пришв.) 3. Получив шлепок, медвежонок кубарем откатывался в сторону. (Усп.) 4. Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. (Песк.) 5. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (Пришв.) 6. Молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется - потом несколько дней сыт. (В. Бианки.)

IV. 1. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (Т.) 2. Старик мирно спал под деревом на опушке, подложив под голову мягкую шапчонку. (Фад.) 3. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеется. (Л. Г.)

V. 1. Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучонка убраны снегом. (Наг.) 2. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Загад.)

Выпишите слова: 1) с о - е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных в одну колонку; 2) с е - о после шипящих в корне в другую.

1. При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жук.) 2. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем. (Сухомл.) 3. Плавунчик закружится в луже, как волчок, возмутит воду, закружит водяных жуков в водоворот и хватает их потом как с блюдечка. (Сл.) 4. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса… любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. (Уш.) 5. Вершины тополей шумели под холодным ветром, бледный рожок месяца одиноко висел в черном небе. (Н. Дубов.) 6. Черная лохматая собачонка рычит на нас, но не лает. (Ю. Гр.) 7. Солнышко серп нагревает, солнышко очи слепит, жжет оно голову, плечи, ноженьки, рученьки жжет. (Н.) 8. Шорохи и разряды усилились, голос походил на ниточку. (Дем.) 9. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались. (Пол.) 10. Зеленый язычок листа весна задорно показала. (И. Груздев.) 11. Долго и тихо падает на землю сухой желтый листочек. (С.-М.) 12. Счет времени был окончательно потерян. (Боч.) 13. Земляной заяц - самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. (Сл.) 14. Весной я вышел с ночевкой на глухариный ток. (Пришв.)

АДМИРАЛ Ф. П. ВРАНГЕЛЬ

Из всех адмиралов русского флота Фердинанд Петрович Врангель был самым удивительным. Он участвовал в кругосветном плавании Головнина, был начальником экспедиции, что искала для России новые земли у берегов Чукотки. Четыре года плавал он у северных берегов Азии. Впервые в истории русской географии его экспедиция проводила навигационные, геомагнитные, климатические исследования. Сто пятнадцать астрономических пунктов на северных берегах поставил Ф. П. Врангель (А. Алдан-Семенов.) (64 сл.)

1. Буквы е - и окончаниях имен существительных.

2. Буквы и - ы после ц.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Смел и бесстрашен удод против сильной медведки, но беззащитен и робок даже перед воробьями. Он мирно уживается в соседстве с любыми птицами. В тысячной колонии розовых скворцов, черных стрижей и… воробьев непременным поселенцем бывает и удод.

Но если семье скворцов приглянется обжитое удодами дупло, то пересмешники выгоняют из него хозяев и выбрасывают яйца. А удоды не могут и не пытаются возвратить отнятое жилье. Хорошо, что этим птицам для гнезда годится любое пустое место с крышей над головой.

Полет удода легок. За кормом летает далеко и никогда не ищет его возле гнезда.

На Верхнем Дону удод выводит птенцов раз в лето, на Нижнем - дважды. Из года в год возвращается в одно место, но для гнезда ищет новое убежище. (По Л. Семаго.) (118 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в окончаниях существительных.

2. Разделительные ъ и ь.

КТО КАК КУСАЕТ

…Давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака - это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней челюсти и нижней, все направлены назад - ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти…

У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо.

У усатого сома-нодкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка. (М. Молюков.) (93 сл.)

2. Проверяемые согласные в корне.

Половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. И так ежегодно. Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

Рис теплолюбив. Поэтому его выращивают главным образом на его родине - в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Мьянме, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, в Казахстане, на юге Украины. В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду на орошение берут из рек, Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии. (Из кн. «Что такое? Кто такой?».) (116 сл.)

1 Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Соединительные о - е в сложных словах.

3. Чередующиеся гласные в корне.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Велика наша родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она на одиннадцать тысяч верст, от севера к югу на шесть тысяч. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

В России две столицы: Санкт-Петербург и Москва, множество разных городов, а селам и деревням - так и счету нет. Живет в России много различных племен и народов, и кормит она более ста миллионов человек.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский.) (139 сл.)

1. Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Большая буква в собственных наименованиях.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Составьте словосочетания, ставя слова в дательном или предложном падеже.

Лотерея - история, оранжерея — гарантия, статуя - география, Мария - Марья.

Лекторий - санаторий, зной - профилакторий, иней - дендрарий.

Затишье - напряжение, здоровье - поглощение, предгорье - полоскание, приморье - увядание, зимовье - снаряжение.

Лошадь - лошадка, тетрадь - тетрадка, кровать - кроватка, ель - елка.

Бюллетень - мозоль, рояль - шинель, прорубь - картофель.

2. Перестройте предложения в словосочетания с родительным падежом.

Образец. Работа окончилась - окончание работы.

Уборка продолжалась. Праздновалась победа. Учеба возобновилась.

3. Составьте словосочетания, поставив данные слова в дательный или предложный падеж.

Экскурсия, столица, пшеница, суша, мельница.

4. Вставьте подходящие по смыслу существительные с о - е после шипящих в окончаниях.

Пирог начинили мясным … (фаршем). Перед крыльцом стоял воз с тяжелой … (поклажей). Рабочих кормили украинским … (борщом).

5.Перестройте предложения так чтобы, существительные на шипящей стояли в творительном падеже единственного числа.

Плющ обвивает беседку. Свеча освещает комнату. Врач принял больного. Туча закрыла все небо.

6. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), глухое место (глушь), содействие (помощь), певозделаншдл земля (пустошь).

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ

Михаил Григорьевич Юхлин - охотиик-эвенк. Однажды он услышал в своей избушке, как кто-то ломится через кусты. Схватил карабин, притаился. И видит, выходит на поляну медведица, медвежонка толкает.

Мать медвежонка лапой легонько поддала, а сама в кусты, через ручей перебралась и ушла в чащу. А медвежонок сел на задние лапы, переднюю держит на весу и взвизгивает. Пришел охотник поближе. Смотрит, лапа у медвежонка вздулась, нарыв на всю подошву, заноза синеет.

Взял Юхлин в избушке бинт, йод, медвежонка между колен зажал. Прокалил нож и вспорол нарыв, лапу вытер и йодом залил. Взвыл медвежонок от боли и убежал. А из кустов медведица вышла встречать малыша. (По М. Бубличенко.) (110 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Гласные и согласные в приставках.

Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»

    Цель: познакомить с правописанием гласных о и е в суффиксах существительных, учить писать слова с этим суффиксом, формировать навык выделять изучаемую орфограмму, распознавать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных;

    способствовать развитию речевой компетентности;

    воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

    компьютер,

    интерактивная доска,

    индивидуальные карточки,

    алгоритм,

Формы работы:

    индивидуальная

    фронтальная

    в парах

Что развивается

    Развитие логического мышления

    Развитие аналитического мышления

    Развитие произвольного внимания

    Расширение лексики

    Умение делать обобщения

Оргмомент.

Установка.

Учитель. Ребята, сейчас мы находимся в этом уютном кабинете, у нас урок русского языка. Я рада вас видеть, мне хочется верить, что этот урок пройдет с пользой и для вас, и для меня.

Проверка дом. задания.

А) Беседа по домашнему правилу. (Рассказ ОК, примеры. Учитель и уч-ся слушают одного ученика, затем работа в парах. Учитель проходит, прислушивается к ответам)

За компьютером несколько человек работают по программе «Фраза», отрабатывают изученную орфограмму. (В классе 4 компьютера.)

Б) Упр. 252 .(Учитель заготовил карточки.)

Задание. Замени выделенные слова однокоренными существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

(Проверка по образцу. Образец на доске. Взаимопроверка с объяснением. Разбор ошибок.) Критерии: «5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3 ошибки.

Учитель : Какое слово на карточке оказалось лишним? (Бельч о нок.)

О правописании этого слова мы узнаем сегодня на уроке.

Итог проверки домашнего задания. (Отметить устный рассказ, оценки за работу по программе «Фраза», за дом. упр.)

Мотивация.

На доске написаны слова:

    Ш..пот,…;

    Нож…м,…;

    Друж…к, … .

Справка : этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

Учитель: Прочитайте слова и справку. Продолжите ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

(В первый ряд можно добавить слова шелк, желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот – шепчет, шелк – шелка, желудь – желудевый.)

(Учащиеся записывают слова первого ряда в тетрадь, подчеркивают орфограммы.)

Учитель. Назовите слова второго ряда.

(Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в которых после шипящих и ц в окончаниях пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения – е. В словах ножом, этажом, плечом пишется гласная о. Она ударная.)

Формулирование темы и цели урока.

Учитель . Прочитайте все слова третьего ряда.

(Дружок, жучок, ноченька.)

Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

Учитель. Назовите их главный общий признак. (Это имена существительные.)

Учитель: Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

(В этих существительных суффикс находится после шипящих).

Учитель. Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих.

(В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока – « Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».)

(Учитель пишет тему урока на доске.)

Формулируется вопрос – проблема: « Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?»

    Познакомиться с…;

    Учиться правильно… .

Цель урока : познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных;

учиться правильно писать существительные на данное правило.

    Составление схемы ориентировочной основы действия.

1 вариант.

Учитель. Еще раз обратимся к словам третьего ряда. Прочитайте их вслух и поставьте ударение.

В каком случае после шипящих в суффиксах имен существительных пишется о, а в каком – е ?

(

(Ученики читают правило по учебнику, потом повторяют его наизусть с примерами .)

Повторение правила (орфограмма № 18.)

2 вариант.

Ответ на вопрос – проблему ученики могут получить в готовом виде, ознакомившись с таблицей и прочитав правило на стр.106.

Чтение с пометками.

« Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?» (После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – буква –е.)

Учитель. Составьте кластер , ОК , (См. образец №18, 5 кл.), алгоритм. (Предлагается работа в парах, учитывая способности детей. Кто – то выполняет ОК, кто-то составляет алгоритм и т. д.)

Алгоритм. (Совместная работа с учителем)

    Прочитайте слово, определи часть речи.

    Выдели суффикс, подчеркни шипящую двумя чертами, гласную одной.

    Поставь ударение.

    Если ударение падает на суффикс, пиши о.

    Если ударение падает не суффикс, пиши е.

Учитель проходит, смотрит, слушает обсуждение в парах. Лучшие 2 работы защищают у доски.

Образец для рассуждения. (Слова из этапа «Мотивация».) Фронтальная работа.

Друж…к – это существительное, ударение падает на суффикс, значит, после шипящей пишу в суффиксе о.

Ноч.нька – это существительное, ударение падает на корень, значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

(Ученики, пользуясь образцом для рассуждения, объясняют следующие слова: (жучок, бельчонок)

    Формирование действия в материальном (материализованном) виде

1.Работа с образцом для рассуждения. (Сигнальные карточки)

Воспроизведение образца с подстановкой новых примеров (с опорой на текст правила в учебнике, стр. 106.)

Для этого упр. взять слова из учебника.

Учитель заготовил фразы. Учитель произносит слово, ученик показывает карточку с объяснением.

это существительное, ударение падает на суффикс , значит, после шипящей пишу в суффиксе о .

это существительное, ударение падает на корень , значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

Слова: снежок, лужок, пирожок, кружок, внучок, доченька, ноченька, подушечка, крошечка.

Учитель. Укажите значение суффикса (уменьшительно- ласкательное значение)

2.Упр. 254 . Фронтальная работа.

У доски с комментированием. Работа с алгоритмом или образцом рассуждения.

Учитель. Укажите значение суффикса. (Суффикс указывает на детенышей животных, на пренебрежительное отношение к предмету )

    Формирование действия в громкой речи.

(Интерактивная доска . Перетаскивание слов по столбикам или перемещение гласных в слова. Фронтальная работа. Второй вариант: 2 человека у доски)

Упр. 253. Распредели по столбикам. Работа в парах. Проговаривание образца для рассуждения, находящегося вне поля зрения. Ученики объясняют, в какой столбик писать слово.

Два человека на доске самостоятельно. (Проверка по образцу. Образец на доске, открыть одно крыло доски)

    Формирование действия во внешней речи про себя.

Упр. выполняется на карточках по вариантам. Тест. (Книга Т. А. Костяева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 кл.»

Заполни пропуски, используя образец рассуждения (образец вне поля зрения)

Упражнение проверяется. Исправляются, вписываются правильные слова.

Учитель проверяет карточки. Может выставить в журнал только положительные оценки.

Карточки. (Работа по перфокартам.) Проверяет учитель.

    Формирование действия во внутренний речи.

1.Упр. 255.

2. Творческая работа . 2 варианта.

1.Из кустика высунулся ч…рный нос…к, пок…зались хитрющие глазки. Это был---------. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать. Тут затр…щали в малиннике суч…чки. Это …………. …………….. ищет. Надо б…жать! Я только по…играть с…………….. хотел, но разве……………это док…жешь? (По Г. Снегиреву)

2. По д…роге топал ……… . Он меня з…метил и свернулся в клубоч…к. Закатил я колючего в кепку, принес д…мой. Днем…… лежал тихо. Ночью заб…рабанил нож…нками по полу. Я немного п…слушал, как звучат шаж…чки этого мотка колючей проволоки, и умиротворенно уснул. (По А. Баркову)

Подведение итогов урока .

Учитель . С какой темой познакомились на этом уроке?

Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?

Выставление отметок.

Домашнее задание. П.46, правило, упр.258. (дид. материал, индивидуальные задания)

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока

Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Тип урока

Первичное предъявление знаний.

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты

Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия

написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Основные : Учебник

Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы

ХОД УРОКА.

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .

Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке

твердые мягкие

, , ж ш , ч щ

Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?

Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.

Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя

До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.

Кто и когда предложил внести ё в письменность?

Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?

А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.

Смотрим видеофрагмент

Необычная речь для нас, правда, ребята?

Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.

Взаимооценка

Внимание на доску, прочитайте слова

Мужич.к, подуш.чка.

Плюш.вый,еж.вый.

Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?

(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».

Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.

Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)

Формулируют тему.

Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)

Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?

Дети определяют

Учитель подводит итог.

Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3.Открытие нового знания. Организация исследования.

Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.

1 группа

Мышонок, крошечка.

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод .

ВЫВОД:

(указать чась речи)

а без ударения___.

2 группа

Моржовый, ключевой.

План исследовательской работы

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .

ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,

а без ударения___.

(Читают ответы)

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?

Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?

Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?

Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.

Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?

(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)

4. Первичное восприятие нового материала.

Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?

Коллективная работа

Физминутка

1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.

На носочки поднялись

И достали неба высь.

Руки вниз мы опустили –

Искупались в море синем.

Повернитесь. Улыбнитесь,

И за парту вновь садитесь.

5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о

Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый

Работа в паре.

-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

Самопроверка. Оценить.

6 .Самостоятельная дифференцированная работа

Цель: формировать навыки использования изученного материала.

- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.

От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.

Кумач, ёрш, камыш, ландыш

Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.

1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Тест. Самопроверка

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обсуждение и запись домашнего задания.

1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой

2) уч. стр. 136, упр. 104

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Оценка

Наш урок подходит к концу.

Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________

1. Перечислите шипящие согласные звуки:

Шипящие твердые шипящие мягкие