Короткое содержание тараса бульбы глава 8. Развитие речи

Клумбы
скачать

Аудио книга Н. В. Гоголя, повесть "Тарас Бульба", глава 8, в которой половина казацкого войска отправляется в погоню за татарами на Перекоп.
Из Сечи пришла весть, что татары во время отлучки казаков ограбили в ней всё, вырыли скарб, который втайне держали козаки под землею, избили и забрали в плен всех, которые оставались, и с награбленным, с пленными, со стадами и табунами направились к Перекопу. Козаки собрались в круг, держать раду. Шапки не снимали, что значило, что они пришли совещаться, а не слушать приказ. Кошевой предложил гнаться за татарами. Тарас Бульба был за то, чтобы закончить дело в Дубно. Выступил старый, почтенный козак, дважды бывший кошевым за свою жизнь, Касьян Бовдюг. Он предложил разделиться козакам по их желанию кому ехать, а кому оставаться. Так и порешили. На этом закончили раду. Теперь козаки сняли шапки, т.е. готовы были исполнить приказ кошевого. Силы оказались почти равными. Уезжающих возглавил кошевой, оставшихся Тарас Бульба. Куренной переходил туда, где оказывалась большая часть его куреня. Отъезжавшие выспались, смазали телеги, и в темноте тихо снялись из лагеря.
Можете читать брифли каждой главы, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио книгу Николая Гоголя "Тарас Бульба".

Урок брейн-ринг по теме «Вот на чем стоит наше товарищество»

по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». 8 казахский класс

Г. А. Тасимова

учитель русского языка и литературы в казахских классах,

средняя школа имени Жамбыла,

село Есбол, Индерский район, Атырауская область

Цель урока: закрепить знания и умения анализа прозаического логического мышления учащихся; умение правильно, точно построить ответ на поставленный вопрос; воспитать интерес к историческому прошлому народов, к творчеству Гоголя.

Наглядность: слайды, иллюстрации к повести.

Ход урока:

I. Организационный момент

Слово учителя: Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок. Это урок брейн- ринг. Урок соревнование. Вы разделились на две команды. Я, как ведущая, буду задавать вопросы, и первый кто знает ответ на этот вопрос, поднимает сигнальную карточку. Тема нашего урока звучит тоже, ребята, несколько необычно: «Вот на чем стоит наше товарищество». В нашем уроке конкурсе победит та, команда, которая дружнее, сплоченнее, ведь дружба-залог успеха. Прежде чем начать наш брейн-ринг мы приглашаем для участия в нем жюри из гостей в составе трех человек. Жюри оценивает каждый конкурс в один балл. Итак, начинаем наш конкурс.

II . Начинаем первую викторину. Ее мы проводим в форме словарной работы. Слова, которые даны в ней, помогут вам в дальнейшей работе, в ходе конкурса.

Итак, задание:

Мужское верхнее платье, на крючках со сборками сзади - казакин

Трубка для курения - люлька

Подразделение запорожского войска - курень

Как называли казаки своих атаманов- кошевой

Старинное тяжелое оружие заряженное со ствола - пищаль

Как называлось у казаков чуб на голове - чуприна

Польское дворянство - шляхта

Верхняя одежда у поляков и украинцев - жупан

Средний офицерский чин в казачьих войсках - есаул

В следующем заданий учащиеся должны угадать:

III.О ком из героев повести эти слова?

Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. (Остап)

Он перелез на крышу и через трубу камина пробрался прямо в спальню красавицы. (Андрий)

Пустился он наперерез, поскольку полковнику с арканом, и с одного раза закинул аркан ему на шею. (Степан Гуска )

Ребята дают полные ответы

После двух заданий музыкальная пауза. Игроки отдыхают и слушают песню «Месяц на небе».

III . Чей это портрет?

«… черноглазую и белую, как снег, озаренная утренним румянцем солнца, она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоты» . (полячка)

«Ему на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». (Остап )

«Он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзый пес, красивейший быстрейший и молоднней всех в стае». (Андрий)

«Он был один из члена коренных, старых полковников; весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». (Тарас )

IV. Кто это говорит?

1) «Ничего, паны браты, мы отпустим. Но будь я поганый татарин, а не христианин, если мы выпустим и хоть одного из города! Пусть их все передохнут; собаки с голоду!» (слова кошевого )

2) «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее а отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя- ты! Вот моя отчизна!» (Андрий )

3) «Хочется мне ваш сказать панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша. Все взяли басурмане, все пропало. Вот в какое время, подали мы, товарищи руку на братство!» Вот на чем стоит наше товарищество» (Тарас Бульба )

Музыкальная пауза. Украинская песня « Верховина»

V. Угадайте описание, чьей комнаты я зачитаю?

1) «в комнате горели две свечи: лампада теплилась перед образом: под ним стоял высокий столик по обычаю католическому со ступеньками для преклонения коленей во время молитвы»

2) «Светлица была убрана во время того времени, о котором живые намеки остались только в песнях. На стенах сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами» (светлица Тараса Бульбы)

VI. Какие эпизоды показаны на картине?

В этом заданий ребята будут работать с иллюстрациями к повести, которая висит на доске.

Встреча Тараса с сыновьями

Мать и изголовья сыновей

Смерть Андрия

VII. Конкурс капитанов.

Каких героев повести вы запомнили? (Составить кластер)

Остап

Отважный смелый

сильный прямодушный

мужественный добрый

Музыкальная пауза. Украинская шуточная песня «Пидманула, пидвила»

VIII. Подведение итога игры «Брейн-ринг». Ребята, вы показали неплохое знание текста повести. И еще раз доказали, что « Нет уз святее товарищества», потому что дружба, товарищество помогло победить вам.

IX. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Мой любимый герой»

Скучающие без дела казаки напились в дозоре и пропустили подкрепление к полякам. Кошевой собрал войско и отругал запорожцев за пьянство. Один из куренных атаманов пообещал побить поляков. Казаки начали готовиться к битве. А Тарас нигде не мог найти Андрия, беспокоясь, что он мог попасть в плен. К нему подошел Янкель, знакомый еврей. Он рассказал Бульбе, что ходил в город и видел там его младшего сына. Янкель, сказал Тарасу, что Андрий там не в плену. Он просил передать отцу, что отрекается от своей родины, товарищей и отца. Теперь Андрий будет воевать против своих товарищей. Вскоре состоялась вылазка осажденных поляков. Казаки лихо отбили атаку. В бою отличился Остап. После боя казаки уманского куреня выбрали Остапа своим атаманом, вместо погибшего в бою куренного. Тарас был горд за старшего сына, а за младшего — у него болело сердце.

Из сечи пришла печальная весть. Прослышав об отлучке казаков на Запорожье совершили набег татары. Избив оставшихся в куренях казаков и взяв их в плен, они угнали скот и лошадей, а также забрали войсковую казну. Казаки спешно собрали совет, чтобы решить проблему. Ведь, если они не поспешат на выручку, пленных татары продадут в неволю. Кошевой решил снять осаду Дубно и идти отбивать пленных и казну. Но Тарас был против этого плана. Он говорит, что в осажденном городе тоже есть пленные казаки, которым грозят пытки и смерть. Тогда решили, что часть казачьего войска во главе с кошевым атаманом идет выручать из татарского плена своих товарищей и казну, а оставшиеся, выбрав временным атаманом, Тараса Бульбу продолжат осаду Дубно. Ночью часть казаков уходит на поиски татар. После расставания казаки приуныли, но Тарас велел распаковать вино. Казаки выпили за веру и сечь.

В городе снова закончилась провизия. Поляки пробовали сделать вылазку за продуктами, но казаки перебили половину из них, другая половина вернулась в город с пустыми руками. Евреи, воспользовавшись вылазкой, пробрались в лагерь казаков и узнали об ушедших на татар казаках Эту новость они тут же распространили в городе. Поляки приободрились и начали готовиться к битве, они решили снять осаду, перебив казаков Тарас, видя оживление в городе, стал спешно готовить запорожцев к бою. Он произносит речь, которая воодушевляет казаков. Страшная и жестокая была битва. Много хороших казаков сложило головы за веру и отчизну. В этом бою Тарас Бульба убил своего сына Андрия. «Я тебя породил, я тебя и убью» — так сказал Тарас. Но даже перед смертью Андрий шептал имя своей полячки. А вот храбрый и честный Остап попал в плен.

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подготовка к сочинению по литературе для одних — занятие более чем простое, для других — настоящая мука. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным подскажет этот урок. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я?» Урок поможет вам определить важные моменты в подготовке к сочинению по литературе.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!» - так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.

Обращение к прошлому, к трагическим момента истории - это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:

Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.

Рис. 1. Иллюстрация к повести ()

Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.

В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Рис. 2. Иллюстрации. Остап и Андрий. ()

Темы сочинений:

«Остап и Андрий - братья и враги»

«Тарас Бульба - характер, рожденный временем»

«Три смерти»

«Героическое и эпическое в повести»

Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:

Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:

  1. Вступление. Остап и Андрий - главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
  2. Основная часть. Раскрытие пункта.
  3. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
  4. Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.

Рис. 3. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ. И.Е. Репин ()

Два великих художника прошлого, Н. В. Гоголь - писатель и И. Е. Репин - художник, посвятили свои произведения Запорожской сечи (рис. 3).

Современный кинорежиссер В. Бортко, сохраняя дух казачьей вольницы, повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков в художественном фильме «Тарас Бульба» (рис. 4).

Рис. 4. «Тарас Бульба» Реж. Бортко ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.