Тест на политическую идеологию. Простой и точный тест для определения политических взглядов Тест на полит взгляды топ

Веранда 

— это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие :

  • выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
  • внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
  • интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
  • организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
  • обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
  • легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

  • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
  • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
  • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные виды политической идеологии

Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

Либерализм

Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Национализм

Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

Анархизм

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

  • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
  • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

1. Он бесплатный. Этот бесплатный онлайн тест на определение политических координат предоставляется Вам абсолютно бесплатно. Он поможет Вам определить свои координаты по двум основным политическим осям, расположив Вас в одном из четырех основных квадрантов, которые обычно встречаются в Западных демократических государствах.

2. Отсутствие скрытых мотивов. Хотя и существуют другие тесты на определение «политических координат», многие из них формулируют вопросы таким образом, что позволяют респондентам подстраивать ответы под свою собственную политическую точку зрения. В этом тесте отсутствуют скрытые мотивы, а вопросы сформулированы без предвзятости и «подтасовок».

3. Современный. Несколько самых популярных тестов на политические координаты были составлены более 10 лет назад и/или были взаимосвязаны с определенными выборами. Так или иначе, вопросы в тестах вращались вокруг проблем, которые были характерны для тех времен, а не для современной политической расстановки сил.

4. Составлен с помощью профессионалов. Настоящий тест создан усилиями исследователей, которые профессионально работают в сфере политических наук и политического анализа.

Тест: Политические координаты

Этот бесплатный тест поможет определить Ваши политические убеждения по основной политической шкале Западных демократических государств. Существуют и другие тесты на определение «политических координат» и «политических взглядов», которые зачастую поддаются критике за использование различных уловок, подталкивающих респондента к определенным ответам, например, смещая акценты или формулируя вопросы таким образом, чтобы спровоцировать эмоциональную реакцию респондента. В отличие от них, в этом тесте вопросы сформулированы без каких-либо «подтасовок» и манипуляций.

Вопрос 1 из 36

Если люди хотят ездить с не пристёгнутым ремнем безопасности, это их выбор.

ПРОДОЛЖИТЬ НАЗАД

Тест политических координат IDR Labs является собственностью IDR Labs International. Тест «The Political Compass» является зарегистрированной торговой маркой компании Pace News Limited. The Vote Compass является зарегистрированной торговой маркой компании Vox Pop Labs Inc. Ни Pace News Limited, ни Vox Pop Labs Inc. не имеют никакого отношения к этому сайту.

Этот тест разработан с помощью профессиональных политических аналитиков и респондентов со всех сфер политического спектра. Но несмотря на это, пожалуйста, имейте в виду, что эти тесты только индикаторы – первый взгляд на систему, чтобы дать Вам возможность начать.

Тесты на политические координаты, будь то профессиональные или «официальные», которые используются в академических исследованиях, или же бесплатные онлайн тесты, как этот, являются только индикаторами, которые могут дать Вам общее представление о Вашей политической точке зрения. Ни один тест, когда-либо созданный, не может определить Ваши политические убеждения с полной точностью и надежностью, и ни один тест на политические координаты не может заменить Вам глубокого ознакомления с политикой Вашей страны.

Авторы этого бесплатного онлайн теста политических координат сертифицированы в области использования различных личностных тестов и профессионально работают в сфере психологии, политической психологии и тестирования личностных качеств. Перед тем, как пройти наш бесплатный онлайн тест, пожалуйста, обратите внимание, что результаты теста предоставляются в таком виде, как они есть, и бесплатно, и не должны быть истолкованы как оказание профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Для более детальной информации об онлайн тесте на политические координаты, пожалуйста, ознакомитесь с

Советский человек,вывалившись из патерналистского государства, испытал горькое разочарование не только от неожиданных бытовых тягот (обещалась же скатерть-самобранка при сохранении горизонтальной позиции на печи!), но и от неспособности выражать адекватно свои мысли и переживания. Советскому человеку элементарно не хватало языка точных описаний новых и незнакомых общественно-политических явлений. Не хватало элементарной терминологии.

Советская власть за 70 лет своего существования приучила советского человека к манихейской (двуполярной) культуре мышления: «Мы - Они», «Трудящиеся - Буржуи», «Социализм -Капитализм», «Коллективизм - Индивидуализм», «Материализм - Идеализм», «Атеизм -Религия», «Наука - Лженаука», «Марксизм - Антисоветизм», «Диалектика - Метафизика», «Советское искусство - Буржуазное искусство».

Каждый советский «Ян и Инь» обладал бронебойной этической привязкой: мы, трудящиеся, социализм, коллективизм, материализм, атеизм, наука, марксизм, диалектика, советское искусство - это ХОРОШО, это ПРАВИЛЬНО, это ДОБРО; они, буржуи, капитализм, индивидуализм, идеализм, религия, лженаука (сюда, как вы помните, относились любые несоветские науки: кибернетика, генетика, структурализм, семиотика и т.п.), антисоветизм, метафизика, буржуазное искусство - это ПЛОХО, это НЕПРАВИЛЬНО, это ЗЛО.

С таким манихейским языком было вполне комфортно жить при советской власти, при которой публичный свободный дискурс отсутствовал по определению, зато после коллапса советской власти жить стало мучительно неудобно. Новая реальность, вопреки своей примитивности и зачаточности, оказалась на порядок сложнее былой советской благодати, поэтому манихейского языка явно не хватало для описаний.

И тогда постсоветский человек принялся изобретать собственную терминологию для объяснения новых общественно-политических явлений. Поскольку никакой традиции, знаний и тем более преемственности не существовало, постсоветское информационное пространство заполнилось множеством понятий, которые в лучшем случае обозначали что-то прямо противоположное общепринятой в мире терминологии, в худшем - вообще не обозначали ничего кроме пропагандистских суггестий.

В современной России словом «левый» обозначают того, кого в нормальном мире, сохранившем преемственность мысли и традиции, принято называть «консерватором»;словом «правый» обозначают«либерала»;«либерализм» в дискурсе современной России - это «либертарианство»; «консерватор» - это, в зависимости от контекста, либо «государственник», либо «патерналист», либо «тоталитарист», либо «религиозный фанатик». И так далее во всех областях общественно-политической жизни.

В последнее время можно наблюдать ещё большие странности: поверх перевёрнутой с ног на голову системы базовой терминологии стали накладывать сложные конструкции. Понять, что означает «либеральный консерватор», «консервативный либерал», «левый консерватор» и «правый либерал» (термины, портированные в современную Россию из узкопрофильных западноевропейских и американских источников), разумеется, можно, вот тольконевозможно ответить на вопрос: «Зачем понадобилось усложнять понятия, которые неадекватно воспринимаются даже на элементарном уровне?»

Чтобы осмыслить «левый консерватизм», нужно для начала понимать, что такое просто «левый» и что такое «консерватор», а уж потом объединять эти слова в единое понятие. В противном случае, в контексте постсоветской традиции получится, что «левый консерватор» - это «консервативный государственник», а то и просто «религиозный фанатик».

Усложнение, на мой взгляд, делается для того, чтобы окончательно запутать обывателей, заставить их махнуть рукой и впредь целиком полагаться на готовые установки пропагандистов. Одна незадача: установки пропагандистов меняются аки флюгер в зависимости от политической конъюнктуры дня - обстоятельство, неизбежно чреватое для обывателя тяжким неврозом.

Разгребание терминологических завалов необходимо начать, на мой взгляд, с наведения порядка в элементарной базовой терминологии . Причём, сделать это так, чтобы понял любой прохожий, а не только выпускник философского факультета МГУ.

Вношу скромную лепту и раскладываю базовую общественно-политическую терминологию по полочкам. За основу беру разработки американского политика и активиста Дэвида Нолана, который в 1969 году создал очень простую, наглядную и всем понятную диаграмму (Nolan Chart), отражающую ключевые аспекты политического спектра. Диаграмма Нолана легла впоследствии в основу десятка переработок, переосмыслений, углублений и усложнений, однако кристально чистая основа первоначального варианта и сегодня смотрится образцом здравого смысла.

Задача диаграммы Нолана - преодолеть одномерность политического деления на правых и левых, а также соединить эти понятия с партийной принадлежностью (либералы - консерваторы). В качестве водораздела берётся оценка двух ключевых сфер общественно-политической жизни:

1) отношение между личностью и государством;

2) отношение между государством и экономикой.

Распределение политических взглядов осуществляется в зависимости отдопущения той или иной степени государственного контроля над личностью и экономикой. В классическом исполнении диаграмма Нолана делит спектры политических взглядов на пять областей:

Оптимальным тестом для определения базовых политических взглядов в условиях постсоветской терминологической путаницы мне представляется The World Smallest Political Quiz (Самый маленький политический тест в мире ), в основе которого лежит диаграмма Нолана. С его помощью вы можете определить принадлежность своих взглядов к одному из пяти базовых типов политического спектра:

Либертарианство

Либертарианцы являются сторонниками максимальной личностной и экономической свободы. Они выступают за ограничение полномочий государственной власти функцией защиты граждан от принуждения и насилия. Либертарианцы поддерживают полноту ответственности личности за свои слова и дела, выступают против властной бюрократии и налогов, продвигают идею частной благотворительности, терпимы к любому стилю жизни, поддерживают свободный рынок и защищают гражданские свободы.

Левый либерализм

Либералы выступают за свободу выбора в вопросах частной жизни, однако поддерживают в значительной мере контроль власти над экономикой. Они выступают за сохранение государственных структур поддержания социальной безопасности для оказания помощи обездоленным слоям населения и всем нуждающимся. Либералы поддерживают жёсткую регуляцию бизнеса со стороны государства, одобрительно относятся к строгим мерам по защите окружающей среды, защищают гражданские свободы и право на свободное самовыражение личности, поддерживают действия власти, направленные на утверждение всеобщего равенства и терпимости различных стилей жизни.

Центризм

Центристы занимают умеренную позицию в вопросах государственного контроля над экономикой и частной жизнью. В зависимости от обстоятельств в одних случаях они поддерживают вмешательство государства, в других отстаивают свободу частного выбора. Центристы гордятся открытостью и непредвзятостью своих взглядов, противопоставляют себя любым проявлениям политического экстремизма, выступают сторонниками, как им представляется, «практических» подходов к решению проблем.

Правый консерватизм

Консерваторы выступают за экономические свободы, однако одобряют законы, ограничивающие поведение личности, нарушающее, по их мнению, «традиционные ценности». Они выступают против избыточного контроля государства за бизнесом, при этом оказывают поддержку власти в вопросах защиты нравственности и семьи. Консерваторы обычно поддерживают сильную армию и структуры правопорядка, выступают против бюрократии и высоких налогов, одобряют свободный рынок.

Этатизм («государственники»)

Этатисты выступают за делегирование государству большой власти в вопросах экономики и регуляции поведения граждан. Они не считают, что экономические и личностные свободы дают практические преимущества в современном мире. Этатисты не доверяют свободному рынку, поддерживают высокие налоги и централизованное планирование экономики, выступают за ограничение неприемлемых, на их взгляд, стилей жизни, и подвергают сомнению важность гражданских свобод.

Как видите, всё очень просто и прозрачно. Среди прочего, большая заслуга диаграммы Нолана - реабилитация «либерализма» (сам Нолан, кстати, не разделял либеральных взглядов, будучи активным либертарианцем), термина, подвергшегося предельному извращению в постсоветском информационном пространстве.

Основные достоинства теста - чёткость формулировок и краткость : в нём всего 10 вопросов (пять об отношении государства и личности, пять об отношении государства и экономики), поэтому уже через одну минуту вы сможете с высокой точностью определить место своих общественно-политических взглядов, причём, с использованием общепринятой в мире терминологии, а не туманных перевёртышей постсоветского новояза.

На данной странице представлен тест, с помощью которого Вы сможете определить свой идеологический тип, описываемой моделью “политических координат” (или “политического компаса”). Так, всего существует четыре типа идеологий, которые для удобства принято записывать английскими словами: authoritarian left (AL), authoritarian right (AR), libertarian left (LL) и libertarian right (LR). Как видите, каждая идеология представлена сочетанием двух терминов: они описывают , как человек понимает индивидуальные и экономические свободы.

Деление authoritarian/libertarian определяет отношение человека к индивидуальным свободам. Так, authoritarian считают , что для достижения общественного порядка граждане должны делегировать часть своих полномочий власти, которая от их имени будет формировать курс дальнейшего развития страны, тогда как libertarian считают , что государство не имеет права навязывать свои законы, если гражданин, от которого требуется их соблюдение, не дал на это своего согласия.

Как следствие, носители авторитарных типов идеологий придерживаются этатистских взглядов на устройство страны: они считают, что должна существовать власть (не обязательно демократическая), задача которой – организовывать людей и подчинять закону, без которого по их мнению не возможно существование цивилизованного общества. В свою очередь носители либертарных идеологий являются анархистам: они считают, что общество приспособлено к самоорганизации и что на самом деле не существует никакой необходимости в подчинении законам. Будучи открытыми к кооперации и понимая правила игры, на которые подписались, люди не станут их нарушать. В понимании анархистов в жизни, как в шахматной партии, большинство людей не станет играть не по правилам, так как в таком случае они, во-первых, не получат удовольствия от самой игры, а, во-вторых, потеряют доверие к себе перед другими членами сообщества.

Шкала left/right определяет взгляды человека на экономическую свободу: левые исходят из положения, что не существует или не должно существовать частной собственности и как следствие – бедных и богатых, тогда как по мнению правых каждый человек свободен распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, из-за чего бедность отдельных людей воспринимается ими как следствие того, что человек был лишён этого права или сам себя в нём ограничил.

На пересечении данных шкал формируются четыре идеологии: AL , AR , LL и LR . Рассмотрим, как они представлены в современном обществе:
Зачастую авторитарные левые придерживаются идей социализма . Поддерживая государство, они считают его основной задачей перераспределение благ в обществе путём сбора налогов с богатых и обращения их в пользу бедных слоёв населения. По этой причине AL считают, что государство имеет право регулировать экономику: вводить пошлины, повышать налоги, строить по своему усмотрению заводы и т.п… Они поддерживают финансирование бесплатной медицины и образования. На настоящий день к AL относятся современная Россия, Скандинавия, большинство стран ЕС и СНГ. Худшим вариантом развития данной идеологии является государство, власть в котором целиком принадлежит отдельным лицам, формирующим её национальный курс (Северная Корея, Венесуэла, бедные авторитарные страны Африки). В таких государствах действует жёсткая цензура, а весь крупный бизнес принадлежит власти.

В свою очередь авторитарные правые зачастую имеют консервативные взгляды. Они выступают против права государства вмешиваться в экономическую активность граждан. В их понимании его роль должна быть ограничена поддержанием общественного порядка и безопасности свободного обмена товарами и услугами (рынка). По мнению AR право на частную собственность священно, поэтому они выступают за снижение налогов и уменьшение доли государственных предприятий. Как следствие в странах с этой идеологией отсутствуют бесплатные медицина и образование. К AR можно отнести Польшу, республиканские штаты США, Японию. Худшим вариантом развития такой идеологии является государство, где экономическая свобода и высокий уровень жизни сочетаются с полным отсутствием индивидуальных свобод (Сингапур и ОАЭ). Зачастую в таком обществе превалирует гомофобия, сексизм, религиозность и цензура.

Либертарные левые являются носителями анархо-коммунистической (как принято сегодня говорить) идеологии . В их понимании равенство всех людей достижимо путём построения безгосударственного общества, функционирующего за счёт самоуправления, а не наличия (как у AL) вертикальных веток власти. LL выступают против принуждения жить “правильно” и считают, что рано или поздно общество само придёт к пониманию, что взаимопомощь – лучший способ преодоления неравенства. Главным теоретиком анархо-коммунизма является русский философ Пётр Кропоткин. Также следует понимать, что на сегодняшний день данная идеология нигде не реализована, но существуют страны, стремящиеся к ней (Финляндия и Швейцария).

Либертарные правые представляют идеи анархо-капитализма . Как и LL они считают, что государство является злом, так как общество и без его принуждения способно к самоорганизации. У важая право каждого человека на распоряжение своей собственностью, в основе всего они видят рыночные взаимоотношения: каждому человеку выгоднее производить и обмениваться товарами и услугами, живя в мире с другими людьми, нежели прибегать к насильственным способам достижения благополучия. Идеальный мир LR тот, где каждый человек реализует себя через созидательную деятельность, создавая блага, необходимые другим людям. Главные теоретики анкапа – известные экономисты Мюррей Ротбард и Людвиг фон Мизес. Конечно, следует понимать, что такое общество не сможет существовать без высокого уровня просвещения населения: в обратном случае может начаться война всех против всех, напоминающая времена Дикого Запада.

Учтите, что данной информации недостаточно, чтобы целиком понять все различия между описанными идеологиями. Если Вам интересна эта тема, рекомендую начать ознакомление с определений использованных мною терминов, не известных Вам ранее.

В конце прохождения теста Вы получите два значения, соответствующих шкалам “authoritarian/libertarian” и “left/right”: чем ближе они к числу 0, тем больше в Вашей идеологии проявлены качества “authoritarian” или “left”, чем ближе к числу 39, тем больше проявлены “libertarian” или “right”. Например, результат “35 и 33” значит, что Вы – убеждённый либертарный правый (LR).

Поскольку не все люди являются носителями ярко выраженной идеологии, выделяют промежуточные типы: условно говоря, их можно назвать “социал-демократами” (между AL и LL) , авторитаристами (между AL и AR), либералами (между AR и LR), анархистами (между LL и LR) и центристами (идеология без значительного доминирования каких-либо полюсов).

Итак, перейдём непосредственно к самому тесту:

Отвечая на вопросы, старайтесь не спешить. Отвечайте честно: так, как правильно по Вашему мнению, а не как принято в обществе, где Вы проживаете. Постарайтесь дать как можно больше уверенных ответов (избегайте вариантов “Скорее, да” и “Скорее, нет”) – в таком случае результат с большей вероятностью укажет на ярко выраженную идеологию.

В газетах сплошная полемика, декреты и почти никаких фактов. Сегодня первый день выборов в Учредительное собрание, которое уже иначе не назовут, как «Учредилка». По стенам расклеены призывы голосовать. Из списков кандидатов чаще всего встречается список №2 («промышленников»); он тщательно отпечатан с картинкой в красках - в трех вариантах. На одном - силуэт деревни, церкви и фабрики. Кадеты выпустили очень уродливого богатыря (все те же перепевы), а в самом тексте у них довольно хитро составленный (но слишком растянутый) диалог между большевиком и кадетом. На Дворцовом мосту и у Зоологического музея по большой «хоругви» и по плакату - от беспартийных, с призывом «К урнам!». Наша белка (Леля) исполняет заказ школы Гагариной - второй уже день занята изготовлением подобной же «наглядной агитации». Атя и Надя уже побывали у урны в Академии художеств и положили свои билетики в урну «христианских демократов». Пожалуй, и я завтра изменю своему обыкновению, пойду и положу туда же - я это сделаю только для того, чтоб поглядеть, как происходит вся процедура.

Настроение в городе самое мирное, а из-за навалившегося снега даже и какое-то праздничное! Площадь Зимнего дворца и Миллионная улица к ночи производили иллюзию, точно ничего не переменилось; только, подойдя ближе, иллюзия исчезала при виде развороченной во время осады, составленной из дров баррикады перед Военным министерством. Митингов или хотя бы небольших скоплений не видать. Все же на душе у меня неспокойно, и даже мое «морское недомогание» за последние часы усилилось. Наиболее сильное впечатление произвели на меня отставка чиновников М-ва финансов (какое безумие! ведь это сдача крепости!) и декрет с угрозой отставки всем продолжающим саботировать, лишение их пенсии и особенно выселение их в трехдневный срок из квартир (казенных?). Таким образом, новая власть уже вступает в полосу (покамест «бескровного») террора. Саботаж же лишний раз с особой яркостью рисует повальную глупость интеллигенции и просто отсутствие практического смысла. Сотни лет подчинялись беспрекословно люди начальству, и, хотя бы из элементарного лукавства, следовало бы играть привычную роль, а между тем эти господа (эти сотни тысяч) вдруг решили проявить героическое благородство и войти в пассивную борьбу с насилием! Надо надеяться, что в последнюю минуту многие сдадутся. Если же не сдадутся, то дело станет совсем дрянь. Вот когда будет сделан крупный шаг в сторону пугачевщины - к чему-то непоправимому…

Долю печали я еще получил сегодня вечером в театре. Давалось «Лебединое озеро», всегда неминуемо вызывающее во мне какую-то специфическую томную печаль. Вальс черных лебедей, да и вся эта милая старинка, имеет в себе нечто пыльно-похоронное, сладостно-кладбищенское, нечто ужасно щемящее. Вспомнили и то, как наши девочки-малютки танцевали под ту же музыку в исполнении их мамы в балетных тю-тю после того, что мы их свели (то было в 1902 году!) именно на этот балет! Дни нашей молодости, дни, когда жизнь была еще впереди…

Вид зрительного зала Мариинского театра, такой обыкновенно радостный, праздничный, показался мне сегодня унылым и печальным. Пустые, темные царские ложи! Публика абсолютно чужая, ни одного из прежних завсегдатаев. Точно мы и не в Петербурге, а в каком-то совершенно чужом городе…