Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Ораждения

Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.
1. Вспом..нается мне (ранний, погожий) осень. 2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро (больш..й, весь золотой) сад (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок зап..х мёда и (осенний) свежеет... 3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чу(?)ствовать зап..х дёгтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как ост..рожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог... 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к (больш..й) шалашу. 5. Ветер волновал сад и наг..нял (зловещ..й) космы (пепельный) обл..ков. 6. Холодно и ярко с..яло на севере над (тяж..лый свинц..вый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из-за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор-обл..ков.(И.Бунин)

Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе.

Что такое сложное предложение и как с ним работать?

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.

Вот примеры сложных предложений.

  • Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.
  • Он был голоден, но этот голод нельзя было утолить.
  • Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк.
  • Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей.

На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях.

По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.

Как сделать разбор сложного предложения

Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.

  • Ребята гуляли допоздна, потом не пошел снег.

В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел) , которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет.

В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше.

В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.

Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:

  • Веет ветер, моросит дождик.
  • Моросит дождик, веет ветер.

Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.

Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.

Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

Что мы узнали?

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

Вечером мы договорились пойти завтра за грибами. Встали ещё до рассвета. Быстро собрались, взяли корзины и отправились в лес. Сразу грибы нам не попадались. Вдруг мы увидели красные шляпки. Один, второй, третий! Как хороши были подосиновики! Крепкие, свежие! За час мы набрали половину корзинки. А потом в наших корзинах оказались подберёзовики, лисички, маслята. С полными корзинами грибов мы вернулись домой.

Что ты прослушал?

Как называются рассказы?

В каком из рассказов полнее раскрыта тема? Почему? Обоснуй свой ответ.

У какого рассказа неточное название? Почему? Подбери к нему название.

(«В лесу», «Летнее утро», «Прогулка в лес».) Объясни свой выбор.


а) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про себя. б) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про своего товарища. Выбери подходящий по смыслу заголовок: «Утром»; «Прогулка на лыжах»; «Перед школой»; «Утренняя зарядка»; «Прогулка».

(Задание выполняется парами с взаимопроверкой и обсуждением правильности выполнения задания.)

9. а) Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал?

Какой темой объединены все данные предложения?

Что можно сделать с этими предложениями, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Подумай: какая основная мысль рассказа?

Прочитай и подчеркни то предложение, которое выражает эту основную мысль.

Исходя из основной мысли рассказа, озаглавь ею. Обоснуй выбор заглавия.


б) Прочитай «про себя»:

Подумай, что нужно сделать сначала, что - потом. Что должно получиться?

Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)

3 . Внимательно прочитай текст:

Подумай, что в тексте не относится к теме, и объясни, почему ты так думаешь.

Вычеркни те предложения, которые не соответствуют теме. Прочитай исправленный текст. Соответствует ли теперь содержание названию текста?


11 . Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены одной темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте?

Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? Сколько ошибок надо исправить? Какая основная мысль рассказа?

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: деление текста на предложения, логическая последовательность предложений, подбор названия.)

12 . Детям предъявляются 3 сюжетных рисунка, объединенных одной темой (например, какое-либо происшествие).

Рассмотри внимательно рисунки. Подумай, что случилось сначала и чем закончилось происшествие. Расположи рисунки в нужной последовательности и составь по ним рассказ. В каком рисунке заключена основная мысль? Исходя из основной мысли, подбери название рассказа.


(Обсуждение выполнения задания.)

а) Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Почему ты думаешь, что это рассказ? Какой признак рассказа отсутствует?

Прочитай предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Какой заголовок к рассказу подсказывает его основная мысль?


б) Поставь к каждой части рассказа вопрос. Ответь на свои вопросы. Ответы запиши в виде плана рассказа.

Перескажи текст по плану.

(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания)

4 . Внимательно прочитай:

Скажи, что ты прочитал? Как ты думаешь, куда можно включить эти предложения?

Составь рассказ. Озаглавь его.

Предварительно продумай план рассказа.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

15. Чётко прочитай текст:

Что ты прочитал? Можно ли эту запись назвать рассказом? Поясни своё решение.

Может быть, план поможет исправить ошибку? Прочитай внимательно план к рассказу.


Подумай, соответствует ли прочитанный текст плану.

Какую работу надо проделать, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задании.)

16 . Составь план рассказа на тему «Лыжная прогулка». Используй в рассказе следующие словосочетания:

Вариант I: коллективная проверка с обсуждением правильности выпои нения задания;

Вариант II: задание может быть использовано как проверочное.

17 . Вспомни и расскажи, где и как ты провёл лето или каникулы. Может быть, тебе интереснее рассказать о рыбалке, или о прогулке в лес, или о дне рождения, который был совсем недавно.

Составь план и рассказ. Обязательно вырази свои впечатления. Расскажи о событиях так, чтобы было ясно, грустил ты или веселился, радовался, восторгался.

В рассказе можно использовать такие выражения:

«Мне было так весело, что я не заметил, как пролетели каникулы (лето, этот день)»;

«Я даже не ожидал, как много интересного я узнаю в лагере (на рыбалке)»

«Красота гор и моря (соснового бора, лиственного леса) меня поразила».

Как ты думаешь, в какой части рассказа ты сможешь использовать данные выражения? Объясни, почему.

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Получились сочетания слов:

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание . Для этого к главному слову надо добавить зависимое , которое и поможет уточнить сказанное.

Мы сделали более точные подписи рисункам, составив словосочетания. Главный член словосочетания отмечаем крестиком, проводим от него стрелку и пишем вопрос к зависимому члену словосочетания. (см. Рис. 3)

Рис. 3. Словосочетание

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Проверим, из любых ли слов можно составить словосочетания.

Словосочетания:

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая - это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием пару слов в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем . В парке - главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке - зависимый член.

построили (что?) школу

построили (как?) быстро

построили (где?) в селе

построили (из чего?) из кирпичей

построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

Это предложение полнее, точнее выражает мысль.

Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме .

Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.

Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.

Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Мышь серенькая (какая? - смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

светило над лесом (где? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? - вопрос по форме, над лесом, Т.п.);

улетели осенью (когда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и время его совершения);

выглядывали из-под листьев (откуда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? - вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).

Какое словосочетание выписано из предложения неверно?

Из еловой чащи протянулся лисий след.

след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) еловой

Из еловой чащи протянулся лисий след .

Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи - неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Читай записи и решай, что это: слово, словосочетание или предложение.

пушистые снежинки

летали около берёзы

садились на поле

тихо садились

около берёзы

на пустынное поле

снежинки летали и садились

Это словосочетания, так как есть главный член и зависимый:

снежинки (какие?) пушистые

летали (где? около чего?) около берёзы

садились (куда? на что?) на поле

садились (как?) тихо

на поле (какое?) пустынное

Это не словосочетание, это существительное с предлогом:

около берёзы

Главные члены предложения:

снежинки летали и садились

Оформим границы найденного предложения.

Снежинки летали и садились .

С помощью словосочетаний распространим предложение.

Пушистые снежинки летали около берёзы и тихо садились на пустынное поле.

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Главные члены предложения словосочетанием не являются.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Oldskola1.narod.ru ().
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  3. Ext.spb.ru ().
  • В каком предложении текста нельзя выделить словосочетания? Отметь его.

Одно из оставшихся предложений рассыпь на словосочетания.

Осень. В окрестном болоте ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. Тонконогие опята жмутся к старому большому пню.

(По. И. Соколову-Микитову)

  • В словосочетаниях с именами прилагательными отметь главные слова крестиком, устно поставь вопросы к зависимым и вставь буквы в окончания.

Наступила глубок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… облака. Вдали гол.й, прозрачн.й лес.

  • Прочитай строки из стихотворения Д. Кедрина. Подчеркни главные члены предложений.

Найди словосочетания: отметь главные слова крестиком, стрелкой покажи зависимые, над стрелкой напиши вопрос.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Отсвистали жаворонки всласть.